Пятница, 17.05.2024, 11:30
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Семинар для воспитателей

Диагностика психологической комфортности в группе
27.02.2012, 12:54
Тест ''Я в детском саду'' (старший возраст)
Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.
Иногда педагогу бывает нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники. Самый удобный вариант в этом случае - предложить детям нарисовать рисунок на тему "Я в своей группе детского сада". Это не отнимет у воспитателя много времени в течение рабочего дня, а поразмыслить над результатами он может и на досуге. Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы:
1. Ребенок рисует только здание.
2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.
 
Первая группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.
Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя. В этом случае можно поставить напротив фамилии малыша жирный крестик: события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?
Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он `крепко стоит на ногах`, чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички - все это детали, свидетельствующие о " мире" в душе.
Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке - положительный момент. Значит, педагог для ребенка - значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку - спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот.
Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.
Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки. О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).
Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного - о переизбытке эмоциональных стимулов.
Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте. Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы, которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, выполненный на занятии по рисованию или в художественной студии.
Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы можно внести в рисунок.
Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит малышей подарить ему рисунки на память. Несмотря на то что рисуночный тест `Я в своей группе детского сада` является информативной и удобной экспресс-диагностикой, легкость его оценивания - кажущаяся. Возможно, какие-то элементы рисунка окажутся для педагога непонятными, а какие-то приведут к ложным выводам. Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность и психический дискомфорт ребенка, связанные с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т.п.
 
Цветовая диагностика «Домики»
Тест на проверку психологической комфортности детей в детском саду ( младший возраст)
Данная методика проводится индивидуально два раза с каждым ребенком: в начале посещения детского сада и после первого месяца проведения занятий.
Детям предлагается в игровой форме выбрать один из восьми домиков разного цвета.
Используются следующие цвета: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, серый, черный.
 
Инструкция: «Это девочка Катя (мальчик Коля). Катя (Коля) ходит в детский сад. Выбери детский сад для Кати (Коли)». После выбора домика с ребенком проводится беседа: – Кате нравится ходить в детский сад? – Что Катя будет делать в детском саду? – Что Кате больше всего нравится в детском саду? – Что Кате не нравится в детском саду?
 
В ходе диагностики фиксировались такие показатели, как:
1. Поведение ребенка.
2. Эмоциональное состояние.
3. Речевое сопровождение: речевое сопровождение отсутствует; малая речевая активность; нормальная речевая активность; чрезмерная речевая активность.
4. Выбор цвета: выбор темных цветов (черного, коричневого, серого) говорит о преобладании негативных эмоций, связанных с посещением детского сада: чувство тревоги, страха, реакции протеста и прочее.; выбор красного и фиолетового цветов говорит о раздражительности и агрессии; выбор зеленого и синего цветов говорит о наличии чувства беспокойства и тревожности; выбор желтого, красного цветов – о преобладании положительных эмоций.
 
Тест на проверку психологической комфортности детей в детском саду (средний возраст).
 
Материал: лист бумаги, цветные карандаши. Детям среднего дошкольного возраста даются готовые карточки с нарисованными 5 кружками.
 
Вопросы: Детей сажают по одному за стол.
1. Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твоё настроение, когда ты идёшь в детский сад.
2. Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твоё настроение, когда ты занимаешься математикой. 3. Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твоё настроение, когда ты играешь.
4. Закрась четвёртый кружок таким цветом, какого цвета твоё настроение, когда ты уходишь домой.
5. Закрась пятый кружок таким цветом, какого цвета твоё настроение, когда ты ложишься спать.
 
Проводят до 3 раз.
Обозначение цветов Красный – возбуждённое, восторженное отношение. Оранжевое – радостное, приятное. Жёлтый – тёплое, доброжелательное. Зелёный – спокойное. Синий – грустное, неудовлетворительное. Фиолетовый, коричневый – тревожное. Чёрный – печаль, уныние. Если чёрным цветом постоянно закрашивается один или несколько видов деятельности, то воспитателю надо немедленно обратить внимание на это. Например, на занятиях: пересмотреть структуру, содержание, чтобы ребёнку было интересно, и так по каждому виду деятельности.
Категория: Семинар для воспитателей | Добавил: defaultNick
Просмотров: 6653 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: