Суббота, 04.05.2024, 09:57
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Семинар для воспитателей

РОЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Логопедическая ритмика – это ветвь лечебной ритмики, которая является одной из форм активной терапии, благотворно воздействующей как на физическую, так и на психическую жизнь детей – логоневротиков (детей с заиканием). Для них и была разработана логоритмика. Но это не значит, что логоритмические приемы нельзя использовать у детей, страдающих нарушением звукопроизносительной стороны речи, лексико – грамматического строя.

В логоритмике можно выделить два основных направления. Первое – развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у детей с речевой патологией, а именно: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства темпа и ритма в движении.  Второе -  развитие речи и коррекция речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха и восприятия и т.д.

Первая особенность логоритмики заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал. В дошкольном возрасте, когда выработка спокойной и плавной речи затруднена, музыка может иметь решающее значение.

Вторая особенность логоритмики состоит в том, что музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом.

Третьим преимуществом данного метода является стремление растормозить перенапряженный мышечный тонус детей; кроме того логоритмика способствует развитию координации общих движений, тонкой произвольной моторики и мимики лица.

Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка, упражнения на развитие голоса и артикуляции, упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание.

 

Ходьба и маршировка – вводные упражнения. Они учат детей первоначальным навыкам ходьбы по кругу, в одиночку, парами, группой, обходить различные предметы, двигаться по ориентирам, строить шеренги, линейки, колонны и т.п.

На занятиях можно использовать следующие виды ходьбы:

ü  ходьба по дорожке, обозначенной двумя канатами;

ü  ходьба группой под барабан к противоположной стороне зала;

ü  ходьба друг за другом, держась рукой за веревку под звуки барабана и т.д.

Затем различные виды ходьбы сочетаются не только с музыкой, но и словом:

Например: ходьба на внутренней, внешней сторонах ступни:

Лед да лед                                Скользкий лед

Лед да лед                                Скользкий лед

А по льду                                 Не пингвин

Пингвин идет                          Не упадет

 

Упражнения на развитие голоса, дыхания и артикуляции.

Данные упражнения проводятся в соответствии с этапами и задачами логопедической работы в начале коррекционного курса. Здесь используются следующие упражнения:

ü  подняться на носки, руки потянуть вверх – вдох, опуститься на полную ступню, руки на пояс – выдох;

ü  поднять голосу вверх – вдох, опустить медленно на грудь – выдох;

ü  подняться на носки, голову вверх – вдох, опуститься на полную ступню, голову вниз, длительно на выдохе тянуть глухой звук [с] ([ш], [ф], [х]), затем гласные звуки изолированно и в различных сочетаниях.

Далее на выдохе произносятся слова и фразы, состоящие из 3-5 слов.

С произношения на выдохе гласных и согласных начинается работа над голосом. Упражнения на развитие голоса проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Гласные пропеваются с изменениями в высоте голоса. Сила голоса воспитывается в произношении гласных громко-тихо, с соответствующим усилением или ослаблением музыкального аккомпанемента.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус позволяют детям овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями.

Дошкольники знакомятся с тихим и громким звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняя, например, мягкие движения флажками внизу – на более тихое звучание и более сильные взмахи над головой – на громкое звучание. Кроме флажков можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту.

Затем упражнения усложняются. Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега, поскоков. Так, например, на сильное звучание, дети идут по кругу, размахивают флажками, на тихое – останавливаются, прячут за спину;

дети сидят в кругу на полу по-турецки. На громкую музыку ударяют ладонями об пол, на тихую – делают легкие хлопки перед собой;

на громкую музыку идут по кругу, на тихую – кружатся на месте на носках и т.д.

Упражнения, активизирующие внимание. Воспитывается быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители, развиваются все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная.

Воспитанию внимания способствуют сигналы: слово, музыка, жест. Особенно широко используется музыка. Спина музыкальных отрезков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений, составляющих упражнение, и привлекать внимание детей к изменяющейся музыке, а значит – к движению.

Например, упражнение на переключаемость движений: дети стоят в две шеренги друг против друга и одновременно под музыку на начало каждого такта исполняют два противоположных движения: одна шеренга приседает, другая, наоборот, выпрямляется с подъемом на носки.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения можно использовать при проведении утренней зарядки, физминутки с проговариванием стихотворных строк с движением, так и без них. При подборе стихотворного материала нужно помнить, что:

ü  стихотворные тексты подбираются так, чтобы можно было соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи;

ü  длина стихотворной строки должна быть средней, иначе будет трудно подобрать соответствующее движение;

ü  преобладание в стихотворении глагольной лексики, чтобы легче было сопровождать текст движениями;

ü  в стихотворении должна присутствовать сюжетная линия или действующее лицо, чтобы исключить механические движения;

ü  стихотворения подбираются с учетом возраста, речевых и двигательных возможностей.

Использование всего многообразия логоритмических средств в различных сочетаниях обусловлено конечными целями социальной реабилитации детей с речевыми расстройствами.

 

Категория: Семинар для воспитателей | Добавил: defaultNick (29.07.2009)
Просмотров: 3132 | Рейтинг: 3.2/5
Всего комментариев: 0