Главная » Статьи » Семинар для воспитателей |
Логопедическая ритмика – это ветвь лечебной ритмики, которая является одной из форм активной терапии, благотворно воздействующей как на физическую, так и на психическую жизнь детей – логоневротиков (детей с заиканием). Для них и была разработана логоритмика. Но это не значит, что логоритмические приемы нельзя использовать у детей, страдающих нарушением звукопроизносительной стороны речи, лексико – грамматического строя. В логоритмике можно выделить два основных направления. Первое – развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у детей с речевой патологией, а именно: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства темпа и ритма в движении. Второе - развитие речи и коррекция речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха и восприятия и т.д. Первая особенность логоритмики заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал. В дошкольном возрасте, когда выработка спокойной и плавной речи затруднена, музыка может иметь решающее значение. Вторая особенность логоритмики состоит в том, что музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Третьим преимуществом данного метода является стремление растормозить перенапряженный мышечный тонус детей; кроме того логоритмика способствует развитию координации общих движений, тонкой произвольной моторики и мимики лица. Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка, упражнения на развитие голоса и артикуляции, упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание. Ходьба и маршировка – вводные упражнения. Они учат детей первоначальным навыкам ходьбы по кругу, в одиночку, парами, группой, обходить различные предметы, двигаться по ориентирам, строить шеренги, линейки, колонны и т.п. На занятиях можно использовать следующие виды ходьбы: ü ходьба по дорожке, обозначенной двумя канатами; ü ходьба группой под барабан к противоположной стороне зала; ü ходьба друг за другом, держась рукой за веревку под звуки барабана и т.д. Затем различные виды ходьбы сочетаются не только с музыкой, но и словом: Например: ходьба на внутренней, внешней сторонах ступни: Лед да лед Скользкий лед Лед да лед Скользкий лед А по льду Не пингвин Пингвин идет Не упадет Упражнения на развитие голоса, дыхания и артикуляции. Данные упражнения проводятся в соответствии с этапами и задачами логопедической работы в начале коррекционного курса. Здесь используются следующие упражнения: ü подняться на носки, руки потянуть вверх – вдох, опуститься на полную ступню, руки на пояс – выдох; ü поднять голосу вверх – вдох, опустить медленно на грудь – выдох; ü подняться на носки, голову вверх – вдох, опуститься на полную ступню, голову вниз, длительно на выдохе тянуть глухой звук [с] ([ш], [ф], [х]), затем гласные звуки изолированно и в различных сочетаниях. Далее на выдохе произносятся слова и фразы, состоящие из 3-5 слов. С произношения на выдохе гласных и согласных начинается работа над голосом. Упражнения на развитие голоса проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Гласные пропеваются с изменениями в высоте голоса. Сила голоса воспитывается в произношении гласных громко-тихо, с соответствующим усилением или ослаблением музыкального аккомпанемента. Упражнения, регулирующие мышечный тонус позволяют детям овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. Дошкольники знакомятся с тихим и громким звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняя, например, мягкие движения флажками внизу – на более тихое звучание и более сильные взмахи над головой – на громкое звучание. Кроме флажков можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту. Затем упражнения усложняются. Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега, поскоков. Так, например, на сильное звучание, дети идут по кругу, размахивают флажками, на тихое – останавливаются, прячут за спину; дети сидят в кругу на полу по-турецки. На громкую музыку ударяют ладонями об пол, на тихую – делают легкие хлопки перед собой; на громкую музыку идут по кругу, на тихую – кружатся на месте на носках и т.д. Упражнения, активизирующие внимание. Воспитывается быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители, развиваются все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Воспитанию внимания способствуют сигналы: слово, музыка, жест. Особенно широко используется музыка. Спина музыкальных отрезков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений, составляющих упражнение, и привлекать внимание детей к изменяющейся музыке, а значит – к движению. Например, упражнение на переключаемость движений: дети стоят в две шеренги друг против друга и одновременно под музыку на начало каждого такта исполняют два противоположных движения: одна шеренга приседает, другая, наоборот, выпрямляется с подъемом на носки. Речевые упражнения без музыкального сопровождения можно использовать при проведении утренней зарядки, физминутки с проговариванием стихотворных строк с движением, так и без них. При подборе стихотворного материала нужно помнить, что: ü стихотворные тексты подбираются так, чтобы можно было соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи; ü длина стихотворной строки должна быть средней, иначе будет трудно подобрать соответствующее движение; ü преобладание в стихотворении глагольной лексики, чтобы легче было сопровождать текст движениями; ü в стихотворении должна присутствовать сюжетная линия или действующее лицо, чтобы исключить механические движения; ü стихотворения подбираются с учетом возраста, речевых и двигательных возможностей. Использование всего многообразия логоритмических средств в различных сочетаниях обусловлено конечными целями социальной реабилитации детей с речевыми расстройствами. | |
Просмотров: 3132 | |
Всего комментариев: 0 | |